Алексей Патрашов на сервере Проза.ру

Реферат по истории

Реферат по истории, 1993 года написания

( Скачать печатную версию в формате pdf, Скачать печатную версию в формате djvu,
Скачать рукописную версию в формате pdf, Скачать рукописную версию в формате djvu )

Реферат по истории был написан приблизительно наполовину в 1993 году в конце первого семестра первого курса. Через некоторое время реферат стал притчей во языцех и наводящим ужас на преподавателей артефактом.

Первый раздел

Первый раздел настоящей работы содержит теории, которые классифицируют любое цивилизованное общество по его внутреннему устройству, направлению развития и другим социологическим параметрам.

Также первый раздел содержит теории общего плана, такие как теория цивилизации, теория движущих сил, теорию направления развития и теорию нации.

Основная цель первого раздела — ознакомление с теориями и их доказательствами. Без знания этих теорий невозможно правильное понимание всей работы. Все изложенные после первого раздела законы, правила и принципы базируются на его содержании.

Не все доказательства нижеследующих разделов имеют непосредственные ссылки на эти теории, однако при более детальном рассмотрении, которое будет опускаться во избежание чрезмерного усложнения работы и загромождения её мало важным и не всегда нужным материалом, становится возможным проследить связь с указанными теориями.

Доказательства теорий построены на общеизвестных, общепризнанных и очевидных фактах. В доказательствах использован независимый метод оценки, поэтому работу в целом можно считать как информацию, не несущую идеологического направления.

Все теории были выработаны в результате обработки исторического материала только неидеологизированного типа, следовательно и они не имеют идеологического направления. Материал для данной работы и для всей работы в целом был выбран без искажения и подтасовки фактов.

Вся работа в целом направлена на постижение законов развития человеческого общества, а первый раздел — цивилизации вообще.

Теория цивилизации

Все существующие во Вселенной цивилизации можно представить в виде различной комбинации трёх основных типов цивилизаций, выраженных здесь в абстрагированной форме. Ниже мы рассмотрим эти типы.

1. Психоцивилизация. Основными признаками этой цивилизации служат высокое развитие психики и при этом крайне низкий уровень технического развития на протяжении достаточно большого, примерно в несколько веков и тысячелетий, периода времени. В период существования этого типа цивилизации культивируется развитие гуманитарных наук, искусства, эстетики. Возможно также развитие таких наук, как физика, химия, астрономия, техническая механика, математика, но эти науки служат не для преобразования окружающего мира и образа жизни, а для получения знаний об окружающем мире ради самих знаний. Под низким уровнем технического развития подразумевается не отсутствие технических достижений, а степень их внедрения в жизнь.

Таким образом психоцивилизация при очень высоком уровне культуры может не пользоваться даже элементарными достижениями научно-технического прогресса, такими как колесо, вьючный транспорт (здесь имеется в виду не использование животных в качестве живых механизмов, а сам принцип перевозки тяжестей с использованием посторонней, а не индивидуальной силы) и другими им подобными; но такой цивилизации могут быть известны высокие достижения науки, такие как двигатели внутреннего сгорания, летательные аппараты различного назначения (вплоть до космических), ускорители, ядерные реакторы и прочие.

Психоцивилизация характеризуется отсутствием активного воздействия на среду, в которой она существует, почти абсолютным отсутствием промышленности, низким уровнем экспансивности и слабой защищённостью.

Условия жизни каждого индивида максимально приближены к условиям окружающей среды. Индивидуальное развитие идёт по пути наибольшей приспосабливаемости.

2. Биоцивилизация. Основной целью этой цивилизации является само существование. Для удовлетворения собственных потребностей она использует достижения биологии, изучение которой и является основной задачей. Стоящей перед ней.

Любые стоящие перед ней проблемы биоцивилизация стремится решить или приспособлением каждого индивида или выведением новых биологических видов, которые будут использоваться как орудие. Все имеющиеся достижения фундаментальных наук поставлены на службу биологии.

Биоцивилизация характеризуется: активным биологическим воздействием на окружающую среду, возможным наличием биологической промышленности, средней защащённостью.

Уровень экспансивности и степень приспосабливаемости к окружающей среде меняются в широких пределах.

3. Техноцивилизация. Во многом похожа на биоцивилизацию. Основная цель — существование. Для удовлетворения своих нужд использует все научные достижения, в том числе и биологические.

Возникающие проблемы решает с точки зрения целесообразности или биологическими методами или изобретением машин и механизмов.

Техноцивилизация характеризуется: активными биологическим и техническим воздействием на окружающую среду, обязательным наличием промышленности, высокой защищённостью.

Уровень экспансивности и степень приспосабливаемости к окружающей среде меняются в очень широких пределах.

Поясним некоторые выражения. Под активным воздействием на окружающую среду подразумевается не воздействие как следствие факта существования (пассивное). В целенаправленное изменение её свойств, намеченное заранее.

Экспансивность — стремление цивилизации занять территорию и присоединить к себе или подчинить другие цивилизации.

Защищённость — способность цивилизации противостоять условиям окружающей среды, катастрофам, экспансивности других цивилизаций и нападению внешнего врага.

Под условиями жизни следует понимать быт. К ним относятся и дом и одежда и распорядок дня. Например, некоторые племена Австралии строят дома из трёх стен. Ни крыши, ни четвёртой стены нет, так же как нет и одежды. Индейцы Северной Америки жили в вигвамах и пользовались одеждой из шкур и меха. Эскимосы живут, уже частично, в ледяных домах и чумах и носят шубы, Поэтому под приемлемыми условиями жизни принимаются такие условия, в которых индивид может жить не имея ни одежды, ни жилища, ни других предметов приспособления к окружающей среде.

Цивилизация может представлять собой комбинацию трёх типов. Так же возможно изменение типа цивилизации. Ни одна из комбинаций, в число которых в виде частных случаев входят три вышеперечисленных типа, не является устойчивой. Это обусловлено влиянием природных, политических, этнических и других факторов. Изменение в направлении развития может происходить или непрерывно или скачком. Последний может приводить к серьёзному ущербу. Причиной этого служит резкая дестабилизация соотношения типов, вызванная скачком. В результате население, составляющее цивилизацию, оказывается в условиях не соответствующих тем, в которых оно находилось. Нередко возникающие при этом проблемы оказывается невозможно решить на данном этапе. Это может привести к разрушению цивилизации.

Теория нации

Для определения нации необходимо и достаточно иметь всю информацию о её генофонде. С утратой генофонда любая определённая нация перестаёт существовать.

Из этого утверждения вытекают выводы следующего характера.

  1. Нация сохраняется при любых потерях населения, территории, культурных и материальных ценностей, если сохраняется её генофонд. Потеря национального языка не ведёт к гибели нации.
  2. Нация не может считаться возрождённой, если не восстановлен её генофонд.
  3. Для уничтожения нации достаточно уничтожить её генофонд.

Нацию с неоднородным составом населения можно представить как соединение нескольких наций. Если нация имеет однородный состав, то при разделении на любое количество частей она не даёт новых наций. Нации, возникшие в результате разделения однородной, не отличаются от исходной.

Под понятием “нация” следует понимать любую группу (независимо от численности), индивидов, которую мы будем рассматривать.

Так если мы будем рассматривать. Как нацию население целого государства, то при любых изменениях в генофонде этой нации мы просто утрачиваем предмет рассмотрения, однако, представив данную нацию в виде соединения группы наций мы можем наблюдать сохранение отдельных наций и трансформацию или исчезновение других.

С научной точки зрения совершенно недопустимо рассматривать часть нации, как целую нацию. Следует рассматривать целую нацию или нации её составляющие. Возможно также рассмотрение одной из составляющих наций, но ни в коем случае не как исходную нацию. И обратно: нельзя рассматривать исходную нацию как её составляющие или составляющую.

Теория государства

Для возникновения государства необходимо и достаточно существования нации, подвластной этой нации территории, наличия у нации законов (например конституции, кодексов и прочих) и юриспруденции.

Из условий возникновения государства проистекают соответствующие следствия.

  1. Не имеющая законов в устной или письменной форме и других правовых и судебных норм общественная формация, не может именоваться государством.
  2. Не контролирующая собственную территорию общественная формация также не может именоваться государством.
  3. С изменением генофонда государственная исходная нация перестаёт существовать и образовавшаяся новая нация не может претендовать на прежнюю государственность. То есть со сменой государственной нации старое государство сменяется новым. Под государственной нацией следует понимать представленную населением всего государства нацию.

Здесь понятия “закон”, “кодекс”, “конституция”, “юриспруденция” употреблены в качестве юридических терминов, но не как современные понятия. Так сборники законов и прочего могут существовать не только в твёрдой форме (записей, плит, глиняных табличек), но и в устной. В последнем случае подразумевается, что любой гражданин знает все правовые нормы, но не может их узнать иначе, кроме как по пересказам других. Последнее до сих пор сохранилось у некоторых отсталых народов.

Для государства характерно, но не обязательно, деление на классы. Так же свойственно, но не обязательно, выдвижение руководящего состава. В любом государстве, теоретически необязательно, но почти всегда имеется разделение труда.

В государстве главные роли играют: учёные, армия, пищевая и энергетическая промышленность. Ликвидация любой из этих составляющих приводит к упадку, развалу и уничтожению государства.

Теория религии

Религия это теория, позволяющая дать ответы на вопросы, решение которых невозможно в данный момент времени и основанная на вере.

Наличие религии у нации может быть обусловлено как внутренними (самозарождающаяся религия), так и внешними причинами (заимствованная религия). Заимствованная религия может быть преобразована (трансформированная религия).

Появление религии совпадает с появлением философии. Теоретически появление философии может предшествовать появлению религии, но утверждение, что религия появляется раньше философии, с научной точки зрения совершенно бессмысленно, так как религия является частью или разновидностью философии, соответственно появление религии является уже появлением философии. Однако, не следует путать, что появление философии означает и появление религии.

Обычно зарождение религии происходит на ранних этапах развития цивилизации. В дальнейшем она сохраняется в консервативной форме или претерпевая глубокие изменения, вплоть до коренных. Религия имеет тенденцию сохраняться в течение очень продолжительных отрезков времени. В большинстве известных науке случаев религия прекращала своё существование только после полного вымирания нации.

Религия может играть самую различную по своему значению роль в жизни нации. В истории известны многочисленные случаи, когда религия играла самую главную роль в политике и общественном укладе жизни.

Религия заполняет в сознании те места, для которых не находится других знаний. Так же религия может служить методом самоубеждения, самоуспокоения и самоутверждения в собственном сознании.

Теория общественных слоёв и классов

Общественным слоем называется выполняющая одинаковые или сходные функции в нём группа индивидов.

Если один общественный слой находится под властью другого, то такие слои называются классами.

Внутри себя общественные слои могут также делиться на слои, которые могут быть названы внутренними или вторичными слоями общества. Внутренние или вторичные слои классами являться не могут.

Распределение различных функций в обществе между членами этого общества именуется разделением труда в обществе.

Для любого общества, а тем более государства, теоретически необязательно, но всегда имеет место разделение труда и появление классов в силу индивидуального развития способностей каждого члена общества, то есть индивидуальности личности.

Совершенно бессмысленным является утверждение, заявляющее о классовой независимости или независимости классов, так как наличие классов само свидетельствует об этой зависимости, а отсутствие таковой отвергает возможность существования классов в таком обществе, так как наличие классов требует зависимости межу ними. Два общественных слоя могут считаться классами только тогда, когда один из них находится в непосредственной правовой зависимости от другого.

Под непосредственной зависимостью следует понимать случай, отличный от такого, когда два класса находятся под властью третьего, но друг относительно друга они не могут считаться классами, так как между ними нет правовой зависимости.

Таким образом мы видим, что общественный слой может считаться классом только относительно другого общественного слоя.

Все жизненно важные слои общества, в государстве особенно, неразрывно связаны между собой. Поэтому бессмысленны попытки ликвидировать какой-либо слой, если за этим последует ситуация в которой функции этого слоя не будут выполняться. Вслед за этим немедленно последует гибель общества, если не будет восстановлен этот слой или какой-либо другой слой или слои не возьмут на себя выполнение его функций.

Создание бесклассового общества теоретически возможно, но крайне трудноосуществимо, так как возникновению классов предшествует появление общественных слоёв, следовательно классы возникают как результат разделения труда производящего и труда руководящего. Неоднократно предпринимались попытки объединить производящий труд с управляющим, то есть совместить производство и управление, однако на этом пути опять же возникают серьёзные трудности, происходящие всё от тех же причин разделения труда.

Дополнительной и очень важной проблемой в создании бесклассового общества становится то, что общество не может существовать без руководящей власти, следовательно в бесклассовом обществе должна существовать власть. Следовательно функцию управления должно взять на себя всё общество целиком. Отсюда следует, что в управлении таким обществом будет участвовать каждый член общества. Однако, в силу индивидуальных особенностей и способностей каждая личность не может правильно принимать решения. Отсюда следует вывод, что создание бесклассового общества невозможно до тех пор, пока индивидуальные способности каждой личности не достигнут такого уровня, когда каждый член общества будет иметь достаточно знаний о механизме управления обществом и общественных законах развития и умения их применять на практике. Только в этих условиях можно будет отказаться от классовой структуры общества.

Теория движущих сил

Движущими силами в обществе именуются целенаправленно направляющие ход его жизни силы. Движущей силой цивилизации может служить только разум. Никакие другие силы, кроме разумных, не могут считаться движущими силами в обществе.

Развитие движущих сил играет в обществе огромную роль. Без этих сил невозможно развитие ни одного типа цивилизации, так как эти силы представляют собой главное звено в механизме развития любой разумной жизни.

С прекращением действия движущих сил прекращается прогресс в любой области знания. Ни одна цивилизация не сможет сохранять свои достижения сколько-нибудь продолжительное время, если она утратила свои движущие силы и не смогла их восстановить.

С потерей движущих сил цивилизация подвергается регрессу, который может продолжаться сколь угодно долго и может привести к её гибели.

Утратившая свои движущие силы цивилизация разлагается до примитивных форм существования или погибает в борьбе с окружающими враждебными силами природы или более сильными другими цивилизациями.

Любые попытки объявить движущими силами цивилизации какие-либо другие силы антинаучны и опасны, так как подмена истины в данном вопросе может привести и приводит к тягчайшим необратимым последствиям.

Основная задача общества это избегать экспериментов в области движущих сил, так как любая ошибка может привести к полному уничтожению самого общества, поскольку изнутри процесс ослабления или исчезновения движущих сил крайне трудно, а нередко и невозможно остановить или повернуть.

Теория направления развития

Направление развития цивилизации может быть прогрессивным, консервативным или регрессивным.

Прогрессивное развитие развития предусматривает повышение уровня развития культуры, науки, производственных отношений, промышленности, техники и так далее в зависимости от типа цивилизации. Прогрессивное направление предоставляет наиболее благоприятные возможности для развития цивилизации. Стадию прогрессивного направления развития проходят все цивилизации без исключения.

Консервативное направление развития предусматривает сохранение существующего положения. Консервативная реакция может охватывать на все стороны жизни, а только некоторые, например науку или производство. Консерватизм может исходить от любого общественного слоя, которому выгодно или который считает для себя выгодным существующее положение. В зависимости от того, от какого слоя общества исходит инициатива, возможны случаи возникновения в обществе серьёзных напряжений, которые могут привести к разрушению самого общества.

Регрессивный путь развития характеризуется противоположным прогрессивному направлением развития, то есть понижение уровня развития, вплоть до полной дегенерации, различных сторон общественной жизни. Реакция регрессивного направления может исходить от любого общественного слоя, так же как и консерватизм. С возникновением регрессивно направленной реакции появляется серьёзная угроза для общества.

Общество может развиваться по одному из трёх указанных направлений или сочетать в себе два или три. В последнем случае общество не может считаться стабильным из-за возникающего дисбаланса в развитии его частей.

Второй раздел

Второй раздел настоящей работы посвящён законам развития нации и государства. Именно эти два закона являются главными. Два закона потому, что три закона развития нации можно считать одним состоящим из трёх частей законом.

Как уже говорилось ранее, эти законы могут быть доказаны с применением теорий первого раздела. В качестве доказательств должны быть использованы также исторические факты, без применения которых вообще становится бессмысленным любой исследовательский труд в области истории и социологии. Также в виду того, что настоящая работа не посвящается социологии, социологические теории в ней идут без доказательств в данной работе.

Доказательства законов второго раздела, так же как и доказательства теорий первого раздела не приводятся из-за их громоздкости, сложности и отсутствия серьёзной в них необходимости, так как и теории и законы понятны даже без доказательства тому, кто имеет достаточно знаний в истории и социологии.

Из юриспруденции и юрисдикции мы знаем, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Незнание или нежелание знать законы действительности, а также попытка их подмены не спасают от последствий, которые наступают после их нарушения. Вообще говоря законы социологии или истории нарушить нельзя, как нельзя нарушить и обойти другие законы природы. Попытки их нарушать обычно приводят к плачевным результатам в силу действия тех же законов.

До нас дошли следы тех цивилизаций, которые пробовали спорить с законами объективной реальности: от могучих цивилизаций остались только следы, жалкие останки былой силы. Перед законами объективной реальности бессильна любая цивилизация, кара за их нарушение — смерть всей цивилизации.

Законы развития нации

Первый закон или закон темпов развития заключается в том, что если две нации имеют сходный генофонд, то независимо от других условий они развиваются в одинаковом темпе до тех пор, пока их генофонды не перестанут быть сходными.

Из первого закона следует второй закон или закон направления развития, который заключается в том, что если отрезок времени, заключённый между датами, когда две нации имеют сходный генофонд, остаётся неизменным на протяжении какого-то периода, то в течение этого периода такие нации имеют сходные направления развития.

Из первого и второго законов можно вывести третий закон или закон расхождения во времени, который утверждает, что если две нации имеют сходный генофонд на протяжении какого-то периода, то одна из этих наций повторяет развитие другой, начиная с какого-то момента времени.

Настоящие законы основаны на том, что все характерные черты нации определяются только её генофондом, который в свою очередь определяется условиями формирования нации, однако возможно преднамеренное изменение генофонда нации, исходящее от самой нации. Такой способ самоизменения и есть отличительная черта цивилизации.

Кроме способа самоизменения, то есть перехода от старой нации к новой изнутри, возможен способ такого перехода извне, то есть под воздействием на нацию извне, например, со стороны другой нации.

Оба способа воздействия могут направлять нацию на прогрессивный, консервативный пли регрессивный пути развития. Возможно и всегда или почти всегда имеет место сочетание обоих способов.

Законы развития государства

Уровень развития государства соответствует уровню развития государственной нации.

Под понятием государственной нации здесь имеется в виду понятие представленной населением всего государства нации.

Закон развития государства позволяет вести исследования в областях экономики, политики, общественного строя и других областях, избегая значительных трудностей, которые возникают из-за нехватки информации и несовершенства других теорий. С применением закона развития государства появляется возможность проводить исследования и делать сверхдолгосрочное прогнозирование по аналогии. Так имея два государства с почти одинаковыми нациями, но не располагая достаточной информацией об их истории мы тем не менее можем составить достаточно полную картину о каждом из них, манипулируя фактами в соответствии с изложенной теории.

С применением закона развития государства открываются широкие возможности для изучения истории государств и более глубокого понимания особенностей их развития.

Причиной разрушения государства может стать вмешательство извне, внутренние причины, повлекшие за собой изменение государственной нации, а также особый вид вмешательства извне — идейная экспансия, сущность которой заключается в воздействии на на национальное сознание с определённой целью — вызвать в государстве процессы, с которыми оно не сможет справиться на данном уровне национального сознания.

Идейная экспансия может быть и случайной, то есть не быть специально направленной на причинение ущерба. Идейная экспансия — один из наиболее опасных и сильных методов ведения войны.